ГлавнаяО компанииНовостиОсновные моменты реформы ценообразования


Основные моменты реформы ценообразования

              Основные моменты реформы    

Главная новость декабря и ушедшего года: государственные расценки на строительство вступят в действие с 25 февраля 2018 г., а не с 15 декабря 2017 г., как планировалось первоначально.

Напомним, в соответствии с законодательством с 15 декабря 2017 г. все сметные цены строительных ресурсов, внесенные во ФГИС ЦС, должны были стать обязательными для всех строек, финансируемых за счет бюджетных средств, от федеральных до муниципальных.

Перед Главгосэкспертизой России поставлена задача – создать инструмент, который обеспечит переход от базисно-индексного подхода к ресурсному методу ценообразования в строительстве, что позволит опираться на текущий уровень цен на рынке строительства.

Первый этап – ядро реформы и всей системы ценообразования – это создание и последующее наполнение новой уникальной системы в сфере ценообразования ФГИС ЦС. Сейчас Главгосэкспертиза России работает над созданием системы, которая будет наполняться необходимыми данными и в 2018 г. начнет полноценно работать.

Наполнение системы – еще один важный и не менее сложный этап, так как он предполагает организационные действия, требующие от большого количества участников – поставщиков, производителей строительной продукции и многих других – скоординированных действий в новых условиях.

Третья составляющая реформы – корректировка нормативной базы в области ценообразования. Несмотря на проведение масштабных мероприятий в 2016–2017 гг.,  совершенствование системы ценообразования и сметного нормирования не окончено и будет продолжаться, в том числе в части разработки новых норм, ежегодной актуализации сборников НЦС и методических документов.

13 апреля 2017 г. Минстроем России был принят новый порядок утверждения сметных нормативов: теперь разработка или актуализация сметных нормативов будет проводиться в соответствии с планом на предстоящий период, утвержденным Минстроем России. Второе изменение, обусловленное введением нового порядка, состоит в том, что обязанность по проверке проектов сметных нормативов передана Главгосэкспертизе России. Проекты сметных нормативов теперь в обязательном порядке должны рассматриваться на ежеквартальных заседаниях научно-экспертного совета по ценообразованию и сметному нормированию при Минстрое России и проходить общественные слушания.

Сегодня в строительной отрасли назрела необходимость преодоления ситуации, когда для современных технологических процессов, материалов и конструкций используются устаревшие производственные нормы, что приводит к значительным искажениям в расчетах и тормозит процесс определения достоверной стоимости строительства.

Информация о сметных ценах будет опубликована во ФГИС ЦС. Сметные цены будут публиковаться во ФГИС ЦС в территориальном разрезе. Использование портала ФГИС ЦС пользователями не требует регистрации – доступ к его ресурсам свободный. Информация о сметных ценах и сметных нормативах будет доступна в виде таблиц. Все табличные данные пользователь сможет сохранить в общедоступных форматах. Наряду с данными о сметных ценах строительных ресурсов, сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов, методиками определения и применения сметных цен и перечнем предоставляющих информацию юридических лиц во ФГИС ЦС будут размещаться и укрупненные показатели – нормативы цены строительства (НЦС), а также методические документы по их применению.

 Президент РФ подписал федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Документ направлен на реформирование системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Подписанный президентом закон вводит понятие укрупненного норматива цены строительства. Основной сферой его применения станет обоснование предполагаемой (предельной) стоимости строительства на этапе планирования капвложений, т. е. в ходе процедур, направленных на подготовку решений по объектам капстроительства, и включение соответствующих расходных обязательств в бюджет. При этом укрупненные нормативы цены строительства исключаются из числа сметных нормативов.

Теперь в федеральный реестр сметных нормативов включаются сведения об утвержденных сметных нормативах (ранее в реестр включались сами сметные нормативы). Кроме того, 191-ФЗ уточняет предмет проверки достоверности определения сметной стоимости строительства в части проверки сметной стоимости на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных правительством РФ.

Закон уточняет понятие сметных нормативов, включающее в себя сметные нормы и методики, необходимые как для определения сметной стоимости строительства, так и для определения стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

Также в законе определен перечень информации, подлежащей размещению в информационной системе ценообразования. В частности, речь идет об утвержденных сметных нормативах, федеральном реестре сметных нормативов, содержащем сведения об утвержденных сметных нормативах, укрупненных нормативах цены строительства, методике определения сметных цен строительных ресурсов и др.

Еще одной новеллой закона стало закрепление нормы о необходимости формирования и ведения классификатора строительных ресурсов. На основании информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов, будет осуществляться мониторинг цен строительных ресурсов. Также в законе перечислены дополнительные полномочия, которыми наделяется Минстрой.

Сегодня существует два основных метода определения сметной стоимости строительной продукции: базисно - индексный и ресурсный. На данный момент при финансировании объекта из государственного бюджета наиболее часто применяется базисно – индексный метод, использующий сметно-нормативную базу 2001 года (СНБ-2001) в современных редакциях.

При оценке стоимости строительства данный метод позволяет определить будущие затраты при осуществлении проекта путем умножения цен из базовых федеральных или территориальных единичных расценок на индексы удорожания, приводящих цены 2001 года к современным реалиям. Преимущество данного метода - простота и вытекающая из нее возможность оперативно производить расчеты, не тратя время на поиск информации о ценах на составляющие затрат в различных источниках информации. Сторонники этого метода утверждают, что неточности, возникающие при использовании индексов удорожания в общей массе набора работ, компенсируют друг друга и выведенная общая стоимость прямых затрат соответствует рыночной. В действительности, нередко возникают ситуации, при которых подрядчики не выполняют весь комплекс работ, и тогда одной из сторон приходится терпеть убытки в связи с завышенной или заниженной стоимостью произведенных работ. Кроме того, усредненные цены могут являться причиной неверной оценки затрат, неточного анализа эффективности деятельности организации и создают трудности при распределении авансовых поступлений.

Стоит также учитывать, что при использовании базисно - индексного метода оценки стоимости строительно-монтажных работ крайне необходимо иметь соответствующие программное обеспечение, которое автоматически умножает базовую стоимость материалов на соответствующие индивидуальные индексы. К сметному расчету, составленному таким образом, для выделения на фоне других конкурсантов по параметру «цена» подрядчик во время проведения тендера на государственный заказ может применить понижающий коэффициент.

Суть ресурсного метода заключается в объединении рыночных цен на материалы и услуги с утвержденными нормами расхода. Этот метод, на сегодняшний день, является наиболее точным методом определения стоимости СМР, так как представляет собой суммирование всех затрат в реальном текущем уровне цен. При использовании данного метода управленец и его команда могут точно рассчитывать, что их затраты по проектным видам работ будут соответствовать выведенным ценам в смете. Но данный метод является крайне трудоемким, и ни заказчик, ни подрядчик зачастую не могут себе позволить потратить необходимое количество времени на составление, корректировку и проверку всех позиций по смете. В этом и кроется причина непопулярности данного принципа составления смет на крупные объекты.

Правительством РФ 23 сентября 2016 года было утверждено «Положение о создании Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве». Это положение определило порядок формирования новой системы определения стоимости строительно-монтажных работ в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

ФГИС ЦС призвана решить существующие проблемы актуализации СНБ 2001 года и упростить использование ресурсного метода оценки стоимости СМР. Основным принципом данной системы является безвозмездное обеспечение заинтересованных лиц полной, достоверной, актуальной и общедоступной информацией о ценах на строительные ресурсы. Предполагается, что использование такого рода базы данных, сформированной специальными уполномоченными структурами, производящими мониторинг цен на строительном рынке, позволит участникам строительства воспользоваться всеми преимуществами ресурсного метода, снизив его трудоемкость. Существенную роль играет прозрачность в отношениях между подрядчиком и заказчиком, которая препятствует возникновению конфликтов по поводу эффективности использования средств и позволяет сосредоточиться на более важных вопросах. Возникает дополнительный ориентир при выборе поставщиков: если цены сильно отличаются от представленных в системе, возникает повод задуматься о качестве предоставляемого продукта. При проведении конкурса на осуществление строительства подрядчики больше не смогут занижать цены своего предложения, не имея на то объективных причин.

По данным Минстроя, за 2016-2017 ведомством было актуализировано порядка 50 тысяч норм, которые соответствуют оптимальным технологическим и организационным схемам производства работ, набору машин, механизмов и материальных ресурсов. В ФГИС ЦС размещены: Федеральный реестр сметных нормативов, 118 сборников государственных элементных сметных норм, 5 538 показателей укрупненных нормативов цены строительства (НЦС), включенных в 21 сборник, 29 методических документов, 77 нормативных правовых актов, 99545 позиций классификатора строительных ресурсов. Данные сборники утверждены Минстроем России в 2017 году.

С момента запуска в промышленную эксплуатацию ФГИС ЦС 29 сентября 2017 года ею воспользовались почти 60 тысяч человек. Самыми востребованными разделами системы оказались данные о производителях строительных ресурсов, включенных в перечень юридических лиц, классификатор строительных ресурсов и федеральный реестр сметных нормативов.

На сегодняшний день Перечень юридических лиц, которые должны будут ежеквартально предоставлять актуальную информацию содержит данные о 13 937 юридических лицах. В частности, в перечень вошли 6849 производителей, 6982 импортера, 10 арендаторов железнодорожных вагонов, 103 речных перевозчика, 8 морских и 5 авиаперевозчиков. Всем юридическим лицам, включенным в перечень, до 25 января 2018 года необходимо предоставить во ФГИС ЦС сведения о ценах строительных ресурсов за IV квартал 2017 года. Далее, в соответствии с Правилами мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства РФ №1452, включенные в перечень юридические лица должны будут ежеквартально предоставлять актуальную информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. Данные, которые должны предоставлять производители, включают в себя отпускную цену (цену реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведённых в России либо ввезённых в Россию, средневзвешенную по объёмам и цене за отчётный период, среднемесячную номинальную оплату труда работников по полному кругу организаций в разрезе субъектов Российской Федерации.

Кроме того, Минстроем России проводится работа по дополнению сборников НЦС отсутствующими показателями, востребованными отраслевыми министерствами и ведомствами, на основании проектной документации объектов, включенных в реестр экономически эффективности проектной документации использования. Вместе с тем существует необходимость разработки новых сборников НЦС для объектов производственного назначения (например, объекты атомной энергетики) в целях повышения эффективности использования средств на их реализацию. Ведется работа по гармонизации сметно-нормативных баз: с г. Москвой, Росатомом, РЖД. Основными критериями формирования единых норм определены минимальные показатели затрат строительных ресурсов по сопоставимым нормам. Единая база будет дополнена отраслевыми и региональными сметными нормами при наличии обосновывающих документов.

Также размещенные во ФГИС ЦС методические документы по определению стоимости строительства направлены на исключение возможности использования «применительных» норм. В этой связи разработано более 650 новых норм,  которые позволят рассчитывать стоимость работ без использования «применительных» норм, что ранее приводило к удорожанию сметной стоимости отдельных видов работ. Так, например, разработаны нормы на устройство монолитных конструкций автобетононасосами, позволяющие оптимизировать затраты на производство работ на единицу мощности до двух раз.

В проект Плана утверждения сметных нормативов на 2018 год Минстроем России включены 850 норм, порядка 500 норм планируется разработать в 2019 году. Кроме того, Минстрой России совместно с заинтересованными ведомствами в январе 2018 года представит предложения о передаче органам государственной власти субъектов РФ полномочий в части контроля за предоставление юридическими лицами информации в ФГИС ЦС об отпускных ценах, производимых на территории и ввозимых в Российскую Федерацию строительных ресурсов.

То есть, с 30 сентября 2018 года при разработке проектно-сметной документации на объекты с привлечением средств бюджета сметчик будет обязан использовать цену на строительные ресурсы (строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы), которая размещена в системе.

 

Все новости

Введите ваш запрос для начала поиска.